г. Иркутск, ул. Байкальская, 253-а
тел.: (3952) 35-29-00
28 сентября
среда, 21:40

Новости

26.10.2015

Всё зависит от кочегара

Когда верхи не могут, а низы не хотят, получается классика жанра. А когда верхи не знают, а низы знать не хотят, получается "День сурка", очередная серия. Принцип компетентности, который был провозглашен на выставке "Энергоэффективность. ЖКХ. Газоснабжение" прошедшей в "Сибэкспоцентре", является базовым. И слава богу. Он среди тех шести китов, на которых стоит энергосбережение, о котором на моей памяти можно было уже слагать сказку про белого бычка. Но по заверению Валерия Шогенова, заместителя директора департамента промышленности и инфраструктуры аппарата Правительства Российской Федерации, лёд тронулся. Выступая на выездном совещании Ассоциации энергосервисных компаний (РАЭСКО) в Сибирском Федеральном округе, которое открывало деловую программу выставки, он перво-наперво отметил, что разобрались с законодательством — на 90 процентов, добившись разъяснений от всех заинтересованных структур: Минэнерго, Минстроя и прочих. На совещаниях прошлых лет к слову, вопрос то и дело упирался в этот барьер. Разобрались даже с энергосервисными кампаниями, которых в предвкушении бюджетных денег расплодилось по стране 10 тысяч, где 8 из 10-ти были светлой памяти Остапа Бендера. Осталось их всего 50—60, отлицензированных и подконтрольных РАЭСКО. Казалось бы, полный вперёд к энергосервисным контрактам, и вот тут вопрос компетентности заказчика встал ребром. Для того, чтобы контракт состоялся и дал необходимый результат, нужно заниматься им со знанием дела. И хорошо бы всем участникам новаторского процесса разговаривать на одном языке. Это была одна из задач прошедшего семинара, который провели в Иркутске специалисты РАЭСКО. Он даже назывался красноречиво: "Энергосервис, базовые понятия".

Предполагалось, что больше 100 человек приедут из муниципальных образований для того, чтобы погрузиться в актуальную тему, но ситуация перемен, которые в очередной раз произошли в управлении регионом, сказалась на исполнительской дисциплине. На практическом семинаре "Актуальные вопросы реализации государственной политики в сфере управления многоквартирными домами и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" я с трудом насчитала 30 человек, из них три фоторепортера. Всё-таки вредная эта штука, пиар. Покажут картинку как кукурузу при Хрущеве, которая у нас тут в Сибири, не сильно-то и росла, и будет впечатление, что все в ажуре. А на самом — то деле, задач невпроворот. Но как актер обязан играть спектакль при любой аудитории, так и здесь разговор шел на всю катушку для всех тех, кто был в зале. Ну, тогда и пиар будет в строчку — донесет другим то, что не услышали из первых уст.

И что же все-таки есть этот энергосервисный контракт? Это обкатанная во всем мире модель финансово-хозяйственных отношений. Когда "комплекс услуг по практическому энергосбережению дает возможность возместить собственные расходы и получить финансовую прибыль из фактически достигаемой экономии энергозатрат". Экономить деньги по такой логике у нас еще не научились. Купил дешевле — продал дороже — с этим все понятно, а вот чтобы купить дорого, а потом продавать дешевле и на этом получать выгоду, здесь файлы не в каждой голове сходятся. Стало быть, учет и контроль — одна из главных позиций отношений — заказчика с исполнителем, а это требует компетентности и новой психологии восприятия результата. И финансовыми инфраструктурами, завязанными в цепочку, в том числе.

Первый инвестиционный форум "Муниципальные инвестиции: Байкальский акцент", который состоялся в рамках прошедшей выставки, и в задачи которого входила перезагрузка отношений игроков на рынке энергосбережения, несмотря на трудности переходного периода в нашем отдельно взятом регионе, принес желанные результаты. Астраханский опыт успешной работы энергосервисных контрактов, тиражировать который было первоочередной задачей, упал на уже подготовленную почву. Будем надеяться, что уже на следующей выставке послушаем про местный опыт реализации крупных инвестиционных проектов модернизации уличного освещения, систем водоснабжения и водоотведения.

А компетентность все-таки была одной из основных тем при обсуждении практически всех вопросов деловой программы выставки в "Сибэкспоцентре". На практическом семинаре "Коммунальные системы: технологии, оборудование, эксплуатация" говорили о том, что при нынешнем состоянии котлов, которые часто самодельные и их даже конструкцией нельзя назвать, все зависит от кочегара — от его умения поднять эффективность работы котла хотя бы до 50 процентов и желания, которое зависит от зарплаты. Как тут не вспомнится кучер Степан из "Формулы любви", который разбирал карету, и его крылатая фраза: "Здесь все от меня зависит!".

Три процента "продвинутых" ТСЖ решили, что капитальный ремонт собственных домов все-таки от них зависит и перешли на самостоятельное ведение счетов. И это опять же потому, что выросла компетентность — разобрались что к чему и приняли решение. Первый заместитель генерального директора "Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области" Ирина Гладышева настойчиво убеждала в том, что капремонт — тема вовсе не политическая, а техническая и хоть кричат со всех трибун, что закон "антинародный", но оспорить в суде его никто не смог. И работает он в регионах, в том числе, нашем, 38-м. Подтверждением тому в Иркутске служит дом на Канадзава, 3. Его ремонт обошелся в 10 миллионов, при том что жильцы накопят 6 миллионов за 30 лет и при полной собираемости. А она пока что половинчата — только в сентябре этого года подобралась к 60 процентам. Люди не платят потому, что не согласны с расчетами. И до информационной открытости "мутной сферы", как её часто называют, пока не добрались. ГИС ЖКХ находится в опытной эксплуатации и в то, что недалек час, когда все собственники жилья получат свой "личный кабинет", остается пока верить. В контексте темы о компетентности стоит отметить и тот факт, что собственники жилья не берут на себя смелость подписывать акты о приемке работ, и разве это не верно? Об особенностях капитального ремонта домов нужно так много знать, что пусть это делают специалисты. Иначе потом не разберешься, как не получается отрегулировать вопросы платежей от населения к примеру, поставщикам тепла, потому что между ними посредник — Управляющая компания. Вопрос расщепления платежей теперь тоже на повестке. Все это требует денег и системного труда — шаг за шагом, который должен быть виден, в том числе благодаря выставкам в "Сибэкспоцентре", как муха в солнечной батарее.

Она попала туда случайно, — рассказали мне владельцы экспозиции "Байкал Тесла", — подчеркнув тем самым, что производство альтернативных источников это почти стерильный и очень тонкий процесс. Но он идет и уже за пределами стартапов и инновационных проектов.

— Мы расширяемся и начинаем строить завод, — поделились планами мои собеседники, указав на уже работающий проект солнечной электростанции в Якутии. — Наш завод тоже будет работать на наших же солнечных батареях, — подтвердили они мою догадку. И это, я думаю, должно вдохновлять всех, кто работает в сфере энергосбережения и ЖКХ, потому что всё, что они делают, предназначено, в том числе, и для себя любимых. Ведь так?

Надежда Зайцева

© 2016, Иркутский международный выставочный комплекс ОАО «СибЭкспоЦентр»
Разработка —