г. Иркутск, ул. Байкальская, 253-а
тел.: (3952) 35-29-00
27 сентября
вторник, 16:42

Новости

05.05.2015

Плата за проезд

"Транспорт и дороги Сибири. Спецтехника. Сибавтосервис" — эта специализированная выставка в "Сибэкспоцентре" принципиальная — куда ведут дороги в регионе и в прямом и переносном смысле жизненно важно. Еще важнее их качество, потому что это зеркало уровня жизни и управления регионом. У людей должен быть выбор — настаивал модератор научно-практической конференции "Перспективы развития транспортной инфраструктуры Сибири", депутат Госдумы Сергей Тен: как добираться — поездом, самолетом или сесть в автомобиль и двинуться по автотрассе. Первый зампред правительства Иркутской области Николай Слободчиков выбрал последнее и проехал за рулем до Байкальска. "На 23 минуты дорога стала короче", — объявил он собравшимся результат. Вот что значит хорошая дорога после реконструкции, — экономит силы и время, повышает безопасность движения — само собой. На трассе, где есть "тещин язык" и "серпантины" это очень важно.

Впрочем, на дорогах и про дороги всё важно и ответственно — должны же мы когда-то секвестировать цитату Гоголя про "две беды". Главное, чтобы не произошло это действие по отношению к дорожным бюджетам и фондам, понятно, что "сколько денег — столько песен", а нужно воплощать "планов громадьё". При больших целях развития Ковыктинского газоконденсатного месторождения и строительства магистрального газопровода "Сила Сибири" Иркутской области дороги "нужны как воздух". Тема воздушных перевозок тоже остается острой и актуальной — при высокой себестоимости и низкой платежеспособности люди вынуждены выбирать для внутриобластных поездок общественный автотранспорт, опять же выражая недовольство по поводу колдобин на трассе. Стоимость перелетов обещает снизиться после введения невозвратных билетов — в федеральные законы планируется внести поправки, а дорога от Братска до Усть-Кута также, как до Байкальска, станет короче по времени благодаря ремонту. Реконструкция и капитальный ремонт автомобильных трасс с использованием передовых технологий -главный тренд развития дорожного хозяйства региона на данном этапе, но при этом ещё острей становится проблема сохранности дорог, приведенных в порядок. Как создать эффективную систему контроля за соблюдением правил движения тяжеловесных транспортных средств, разрушающих дорожное покрытие, если у нас только один стационарный пункт весового контроля — в Мегете, о чем я слушаю на конференциях в "Сибэкспоцетре" уже третий год. Похоже, что до нашей проблемы дотянется "рука Москвы". Во всяком случае система "взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения с транспортных средств общей массой более 12 тонн" была представлена на конференции столичными авторами с настоятельной рекомендацией включиться региону в уже готовую схему, что обойдется дешевле нежели создавать свою. Система предусматривает использование стационарных пунктов весового контроля и мобильных устройств, созданных с этой целью, обеспечение грузовых авто бортовыми датчиками и соответственно диспетчерские пункты с новыми информационными технологиями, обеспечивающими слежение за перемещением транспорта через систему ГЛОНАСС. Я недавно заходила на сайт, где таким же образом отображается движение всех самолетов, находящихся в полете — хоть откуда, хоть куда, все очень зримо — мышь не проскочит. Но наши люди хоть "в булочную на такси не ездят", зато выстраиваются гуськом и тогда не определить, какая из машин идет с перевесом. Контрольное действие рождает творческое противодействие, но грозным регулятором процесса станет закон, предусматривающий прямо скажем, драконовские штрафы — почти полмиллиона за нарушение правил и нормативов грузоперевозок. Хорошо, если в этих цифрах не будет коррупционного соблазна, но точно хорошо, что система будет отлавливать грузовые эшелоны из сопредельных государств, которые тоже будут платить по счетам за пользование нашей дорогой. Вот и будет пополняться казна для дорожно-строительных проектов и объектов.

Система платежей — это тоже принципиальный вопрос, который обсуждался на научно-практической конференции в "Сибэкспоцентре". Транспортный налог морально устарел и не отвечает современным реалиям дорожно-транспортной жизни, — отмечал Сергей Тен, зампред комитета по транспорту Государственной Думы РФ. Пока все остается как есть, но к будущим платежам предлагается другой принцип: сколько ездишь — столько платишь. Реорганизация ждет и систему дорожных фондов: 400 муниципальных структур области не могут стать эффективно управляемой сетью, да и специалистов в таком количестве не набирается. В то время как 70 процентов всех нареканий — к качеству муниципальных дорог, и очень остро — к садоводческим хозяйствам. Забота в этом направлении — это прямая работа с электоратом, иначе свой протест против рытвин с колдобинами на пути обладатели дач выразят возле урны.

Реорганизация, модернизация и реконструкция — три кита, на которых строится стратегия развития дорожного хозяйства региона, но и строительству новых в региональной программе "Развитие автодорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Иркутской области на 2015—2022 годы" по сообщению министра строительства и дорожного хозяйства Марины Садовской отводится серьезное место. Уже в этом году обновятся трассы "Тайшет-Чуна-Братск", "Киренск-Казачинское", "Иркутск-Листвянка" и другие. В Дорожном фонде Иркутской области в этом году почти 7 миллиардов рублей, и дорожно-строительных компаний, способных освоить до миллиарда рублей — восемь.

Мы любим мерить нашу территорию другими государствами — что Иркутская область включает в себя несколько Франций, но должно же придти время, когда мы услышим, что наши дороги не хуже, чем в Европе, хоть и климат другой. С такими далеко идущими планами работали в деловой программе специализированной выставки в "Сибэкспоцентре" представители федеральных, региональных государственных, научных структур и муниципалитетов. Как будут развиваться события покажет время и уже следующая выставка "Транспорт и дороги Сибири".

Надежда Зацева

© 2016, Иркутский международный выставочный комплекс ОАО «СибЭкспоЦентр»
Разработка —