г. Иркутск, ул. Байкальская, 253-а
тел.: (3952) 35-29-00
26 июля
вторник, 08:40

Новости

14.04.2015

ШКОЛА ПЕРЕМЕН

На всей территории "Сибэкспоцентра" в дни работы форума "Образование Прибайкалья-2015" был сплошной экшн, как любят нынче говорить школьники, большие мастера неологизмов, и как выяснилось, не только. Действие происходило повсеместно и в разных форматах: лекции, презентации, мастер-классы, конкурсы, фестивали, демонстрации, обсуждения, дебаты, награждения и даже квест, что почти то же самое, что экшн, только в игровом жанре.

Система образования находится в движении, и то, что происходило на площадках "Сибэкспоцентра", позволяя получить комплексное представление по разным направлениям её модернизации, представлялось адекватным отображением естественного процесса.

— Скажите, на кого нам равняться — задавала старшеклассница вопрос "на засыпку" региональному министру. — На другие страны или СССР, когда у нас было самое лучшее образование.

— Раньше у нас была другая страна, — резонно отреагировала на вопрос Елена Осипова, — и другое время.

В самом деле, школа советского периода готовила ребят работать на целине, у станка или мартеновской печи и чтобы "делали ракеты и даже в области балета" мы были впереди планеты всей. Дисциплина, стабильность, рацпредложения, соцсоревнования, единый подход и стахановский труд "за себя и за того парня" — это конечно, ценности, достойные подражания, но нынче, когда все течет и стремительно меняется, востребованы креативность, нестандартный подход, умение быстро обучаться и на ходу перестраиваться. Специалист сегодня — это уже не монолит, а трансформер — таким и должен быть ученик, да и учитель тоже. И форум убирал границы между ними, заставляя меняться местами. Педагоги сосредоточенно слушали лекции по ИТ-технологиям, внимали предложениям по совершенствованию школьных сайтов и внедрению электронных учебников, решали математические задачки на презентации проектов своих коллег, даже гимнастические упражнения послушно выполняли вслед за креативным инструктором. А школьники, в свою очередь, решали управленческие задачи, примеряли на себя роль стратегов, моделируя в ходе увлекательного квеста "Школа будущего". Управленческий опыт сызмальства воспитывает культуру взаимодействия в рамках игр, в которые всегда играют люди — кто-то руководит, а другие выполняют задачи. Кроме того, работа над проектом, который представляли группы-участники квеста, это всегда совместный труд, и такой навык очень актуален для современных школьников. Они живут в виртуале, сетевых коммуникациях, многие в творчестве, потому что ведут на интернет-ресурсах свои блоги. А если доступен английский, то и вообще мир, что называется, у юных ног, а это совсем другая психология.

И когда в программных заявлениях форума я услышала: "Сегодня всем нужна личность", у меня отлегло от сердца — неужели в самом деле закончились времена, когда главным наущением было "не высовываться" и быть таким, "как все"? Неужели уже в школе внедряется новая норма жизни, когда нужно стремиться к самореализации, быть самим собой, а стало быть, для кого-то неудобным, не вписывающимся в стандарты и нарушающим комфорт? Неужели и впрямь — "не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас?" А ведь это совсем другая история, в которой можно и нужно ставить перед министром "неудобный вопрос" ребром, как определила школьница, морально-этического свойства: а должен ли учитель доминировать над учеником? Возможно было б такое, когда Печорин — исключительно "лишний человек", а Катерина "железно" "луч света в темном царстве", хотя бывали нестандартные обсуждения классики и даже соцреализма. Но вот чтобы так, и в лоб — а давайте и мы проведем форум для учителей и расскажем, что мы ищем и находим в "поганых интернетах" — вот это луч, который высветит содержание виртуальной жизни учеников и поможет поколениям понять друг друга. Главная концепция развития образования сегодня — это содружество, сотворчество и все остальные слова с этой соединяющей приставкой — так декларировала позиции региональный министр на встрече со старшеклассниками.

В ходе форума педагоги активно презентовали свои авторские проекты, предлагая экспертам, уже поднаторевшим в этом направлении, выносить свои суждения.

— Это черемховцы выступают, — услышала я от участников форума, проходящих мимо сектора ДОД — дополнительного образования детей. Здесь полным ходом шли мастер-классы по развитию творческих способностей. На соседней площадке, в секторе ИТ, как говорят сегодня в школе, "ботаники" представляли сконструированный проект технологической линии для БРАЗа, а чуть подальше раздавался победный крик. Я поспешила туда выяснять, что происходит. Возбужденные мальчишки в знакомых по "Робосибу" футболках со слоганом "Мы — инженеры будущего" обступили столы, где шли соревнования конструкторов.

— Это филиал фестиваля робототехники? — поинтересовалась я.

— Нет, это посвящение в тему, — объяснили организаторы, — чтобы вовлечь как можно больше ребят в процесс. В прошлом году мы сделали "пробу пера", так новички уже далеко ушли вперед и стали победителями разного уровня соревнований. Оказалось, что и фестиваль "Мама, папа, я — робосемья", как спорт, стал необходимым в жизни. По всему видно, что недалек тот час, когда робототехника станет одним из основных предметов в каждой школе.

Рядом с площадкой робототехники в "Сибэкспоцентре" соседствовали столы, где шли мастер-классы по работе с берестой. Это ли не связь времен и традиций? В школе все должно быть прекрасно — и музейное дело и 3D-проектирование.

Интересным получился областной конкурс моделей агробизнес-школ. Во глубине нашего сибирского региона работники образования оправдали формулу, что кризис — повод для творчества. В Тулунском районе, к примеру, агрошколу, осиротевшую после гибели совхоза, сумели сделать почти поселкообразующим предприятием. Авторы проекта так и заявляли, что ставили себе задачу с помощью школы сохранить поселок. И вот она с прилегающими к ней грядками и другими сельскохозяйственными объектами стала местом и учебы, и заработка, и создания рабочих мест.

Несмотря на фристайл, краудсорсинг, консалтинг и квест на форуме в "Сибэкспоцентре" подвели итоги конкурса "Мир русского языка". И что еще остро актуально — обсудили вместе со школьниками тему индивидуального обучения — в соответствии с наклонностями ученика, его способностями, а иногда — возможностями. Школа уже готова к этому, — утверждала министр,- не готовы сами люди. Вон она, доминирующая роль стереотипов: если школа — то только от звонка до звонка и за партой. А то, что она сегодня подвижная, многообразная, разновариантная и открытая для перемен, можно было увидеть, обойдя площадки и павильоны "Сибэкспоцентра", когда здесь работал форум "Образование Прибайкалья-2015".

Надежда Зайцева

© 2016, Иркутский международный выставочный комплекс ОАО «СибЭкспоЦентр»
Разработка —