г. Иркутск, ул. Байкальская, 253-а
тел.: (3952) 35-29-00
25 июля
понедельник, 21:58

Новости

12.02.2015

Школа без барьеров

Подержать в руках сварочный аппарат, да еще и сварганить шов, пусть и виртуальный, я честно признаться, совсем не мечтала. А пришлось. Молодой человек, как выяснилось, студент третьего курса машиностроительного техникума так горячо и заинтересованно увлекал процессом, что повинуясь его искреннему желанию делиться опытом, я одела каску с 3D очками и стала водить ножом, через каждый миллиметр своего шва слыша оценку компьютерного контролера, что косячу напропалую. Не просто так классный сварщик ценится на вес золота — теперь я это знаю не понаслышке! Ну что ж прошлый раз здесь же, в "Сибэкспоцентре", желающие на самолете летали, а нынче безостановочно работал симулятор автомобильного движения — новые возможности и технологии обучения были в повестке дня форума "Образование Иркутска —  2015". Он проходил в десятый, юбилейный раз и открывал сезон специализированных масштабных мероприятий в "Сибэкспоцентре", давно зарекомендовавшем себя стратегической и тестовой региональной площадкой, на которой хорошо просматриваются газ и тормоз развития нашей области, ее синхронизация с новыми трендами. Вот и Форум оставил впечатление подвижной, обогащающейся и меняющейся субстанции, в которой постоянно, как в химической колбе, происходят новые соединения и реакции, дающие новое качество и, конечно, новые проблемы. Под громкие крики, что все наше образование развалено и загублено идет поиск новых форм и новых технологий обучения, формирования новых стандартов и другой среды, отвечающим вызовам времени. А они, конечно, непростые и ломают устоявшиеся представления о мире. Ну во-первых, он стремительно становится цифровым, погружая учеников и учителей в виртуальную реальность, а smart технику с робототехникой в образовательную систему, что и было ярко выражено на форуме. Во-вторых, качественные изменения в потребностях людей, когда работа должна быть не только средством заработка, чтобы прокормиться, а способом реализации своего предназначения, ставит и перед школой задачу способствовать распознаванию личностных задатков и создавать условия для их проявления. Недаром на форуме "Образование Иркутска —  2015" школьники наравне со своими педагогами представляли свои презентации по темам, которые они с интересом исследуют и разрабатывают. Мне вообще кажется, что ученики и учителя в новом процессе стали ближе друг к другу по своим позициям. Уходит в прошлое образ безапеляционной "училки", всегда правой и непоколебимой, как китайская стена, ярко воплощенный в советском кинематографе. Формируется совсем другой тип педагога, который сам постоянно учится и не может быть оголтелым перфекционистом, потому что это тормозит движение вперед и заставляет зависать, как компьютер. Сегодня требуется быть в потоке обновляющейся информации и умение оставлять вопросы открытыми — а это совсем другая психология. Она, кстати, прочно вошла в образовательную систему и темы многих выступлений на форуме напрямую были связаны с психологией. Что касается образа педагога, то судя по форуму, он сегодня в принципе другой — это автор своих исследований и проектов, креативщик, заинтересованный в признании, который обеспечивает пиар своим разработкам. А иначе о них мало кто узнает. Стенды с художественными фотопортретами и портфолио педагогов свидетельствовали о том. Да и конкурс среди педагогов "Признание", который идет сейчас полным ходом через интернет-голосование — тоже. Мне кажется не так и давно мы снимали передачу в одной из иркутских школ об учителе литературы, на занятиях которого дети писали подражание сонетам Шекспира и даже пели их — это был авторский проект, единичный и не всеми одобряемый, а сегодня уже даже неприлично не иметь такого проекта. Такие времена в образовании. Большинство из проектов, представленных на форуме, касались дополнительного образования, связанного с развитием творческих способностей у детей. А многие мастер-классы, которые проходили на форуме, появились благодаря тому, что тему или технику педагог нашел в интернете, увлекся сам и теперь передает навыки школьникам.

— Техника эбру — рисование на воде — была здесь у нас в Сибири, среди бурятов. Но похоже они ее утратили, — рассказывает ведущая мастер-класса, — а в Турции она не только сохранилась, но и стала духовной практикой. Любой уникальный рисунок, сделанный на воде, можно перенести на бумагу и сохранить свое мистическое отношение с миром прекрасного — это и самопознание и самоутверждение, а самое главное — процесс творчества, который увлекает всех. В "Поколении next" — так назывался один из стендов с портретами лучших учеников — все должно быть прекрасно — и подготовленность к ЕГЭ, и развитое творческое начало и спортивная подготовка, и культурный багаж. Да и слово next не зря было написано по-английски — знание языков расширяет возможности и снимает барьеры.

Безбарьерная среда стала одной из ключевых тем на форуме, который традиционно проводит департамент образования комитета по социальной политике и культуре администрации Иркутска в "Сибэкспоцентре". Инклюзивное образование — то есть доступное для всех, в том числе для детей с ограниченными возможностями, должно стать социальной нормой. А пока это подвиг родителей — актрисы Ии Савиной, сын которой с синдромом Дауна освоил несколько языков, стал художником; в прошлом политика, ныне общественного деятеля Ирины Хакамады, младшая дочь которой тоже растет с лишней хромосомой. "Люди так не делятся" — телевизионный ролик, идущий по всем каналам, должен воплотиться в жизнь. Но как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Ну во-первых, сами школы нужно адаптировать под новые нужды, во-вторых, не очень-то общество готово к таким преобразованиям. Мне друзья-проектировщики, с которыми я завела этот разговор, признавались, что когда создание пандусов для инвалидов носило рекомендательный характер, заказчики первым делом отказывались от этой части проекта... Школе в этой социальной перестройке придется взять удар на себя. И это не просто фигура речи. Все мы знаем, что дети в общении бывают жестоки и могут отвесить такой эпитет, что тот, кому он адресован, будет носить его как клеймо. Как с этим справиться, как всего этого избежать — вопросы при обсуждении новой модели школы множились, а опыт, наработки и просто информация впитывались как в почву, уставшая ждать дождя. Впрочем, многолетний инклюзивный опыт в школе был, потому что в ней всегда учились плохо видящие и слабо слышащие дети, но сейчас круг учащихся с особенностями развития значительно расширится и чтобы соединить два — коррекционный и общеобразовательный — процесса, потребуется сделать равномерный и грамотный сварочный шов.

Надежда Зайцева

© 2016, Иркутский международный выставочный комплекс ОАО «СибЭкспоЦентр»
Разработка —